понедельник, 18 апреля 2011 г.

Взяточничество врачей: причины и преодоление

       На медицинском форуме medcanal.ru один из участников задал пронзительный вопрос: "Почему врачи берут взятки, не дорожат работой, врач это наша надежда на жизнь, и на всё на свете?" Мы попробовали ответить применительно к нынешней ситуации в стране, а также в контексте нашего социального проекта, оказывающегося в данном случае весьма кстати.
 
       Взяткополучение врачами — один из моментов в общей панораме пороков современной российской медицины. Этот порок, пожалуй, не самый распространённый, но, безусловно весьма порочный.
       Его основной причиной, видимо, является дефицит в предоставлении бесплатных медицинских услуг для россиян в условиях всекоммерциализирующейся медицины и скудности государственного финансирования здравоохранения. Кстати, в советское время дефицит медицинских услуг — не бесплатных по отношению к платным, а просто тех или иных услуг — также имел место и провоцировал порой взяточнические отношения между врачами и пациентами. Иначе говоря, где существует очередь, там появляются и взятки, распространение услуг "из-под прилавка". Низкие зарплаты также способствуют взяточническим побуждениям, но если нет дефицита услуг, то взятку не "организовать", как бы того ни пожелать.
        Впрочем, в качестве взяточнической можно рассматривать и ситуацию, когда услуга, на которую, казалось бы, нет особенного дефицита, оказывается медицинским работником лишь после получения им соответствующей мзды — хрестоматийный пример, когда медсёстры берут деньги за текущее обслуживание лежачих больных, которое должны и вполне могут осуществлять согласно своим должностным обязанностям. Запрашивание подобной взятки совершается не столько из-за дефицита в предоставлении услуг (хотя, если разобраться, он также здесь присутствует — его искусственно создают), но на почве стяжательства медработников, с одной стороны, и благоприятствующей этому деловой слабости ("пугливости", "забитости") пациентов, с другой стороны. Конечно, свою роль здесь играет также организационная порочность или слабость руководства медучреждения, которое или "покрывает" мздоимцев, или близоруко не обнаруживает их, хотя они действуют у них "под носом". При этом следует заметить, что стяжательство тех же медсестёр во многом начинается как желание получать более достойную оплату своего — во многом тяжёлого, неприятного — труда в условиях низких официальных зарплат, но наряду с этим нередко перерастает в откровенную жадность, развращённость.
   
      Каким образом, исходя из вышесказанного, можно бороться со взяточничеством?
       В государственном масштабе следует расширять материально-техническую базу медицинских услуг, оказываемых по линии обязательного медицинского страхования, повышать заработную плату медработникам, когда таковая оказывается откровенно недостойной, а также бороться с нецелевым расходованием руководителями медицинских учреждений поступаемых на места средств.
        В масштабе же медицинских учреждений руководители, если они сами порядочны, должны жёстче контролировать работу своих подчинённых. Хотя такой контроль ныне вполне может способствовать покиданию работниками места работы...
        На этом фоне мы полагаем, что бороться со взятками медицинских работников следует в русле предлагаемой нами для российского общества системы персональной медицинско-правовой защиты пациентов, предупреждающей, причинение их жизни и здоровью необоснованного физического и морального вреда, а также финансового ущерба в ходе медобслуживания. Эта система защиты нацелена на повседневную работу по противодействию порочным действиям медицинских работников "изнутри" медучреждений.
       Смысл проектируемой нами системы в том, что пациент должен проходить лечебно-диагностически процесс в сопровождении своего законного представителя, который обладает врачебным опытом и базовыми юридическими знаниями. Законный представитель призван представлять в медучреждении интересы пациента (потребителя медицинских услуг), защищать его права и свободы, поддерживать его морально. В частности, законный представитель должен вести переговоры с медперсоналом по вопросам обслуживания своего подопечного, предупреждая (пресекая) при этом какие бы то ни было неправовые, медицински необоснованные действия медработников. На этой волне законный представитель, разумеется, не допустит вымогания у своего подопечного взяток. Более того, там где при пациенте будет находиться его законный представитель (медицински и юридически грамотный, опытный, психологически хладнокровный — в отличие от пациента как лица, которому свойственны волнение, неуверенность, а также в нашей стране специфическая боязливость), там медицинские работники и не заикнутся о взятках.
       Другое дело, что в силу наличия в стране дефицита в предоставлении бесплатных услуг защищаемый законным представителем пациент может остаться в безнадёжной очереди на оказание требующейся ему медицинской услуги — то есть соблюдение законности во взаимоотношениях с медучреждением не поможет ему вылечиться. Однако, во-первых, законный представитель хотя бы не позволит взимать со своего подопечного деньги, скажем, за вынос судна и одновременно не позволит оставить его один на один со своими деликатными нуждами. Во-вторых, контролирующая деятельность законного представителя может способствовать тому, что распределяющий предоставление услуг медработник не станет демонстративно отлучать пациента от искомой услуги, а наоборот, откроет к ней доступ, чтобы для этого распределяющего не возникло "лишних проблем" от соседства с "дотошным" адептом Закона.
        И, наконец, в-третьих. Можно справедливо задаться вопросом: в случае с тем или иным защищаемым законным представителем потребителем медицинских услуг справедливость восторжествует, но как же быть с остальными, ведь непорядочные медицинские работники смогут буквально "отыгрываться" на них? Ответ здесь один: необходимо расширять систему персональной медицинско-правовой защиты обслуживаемых людей. Эту систему следует поставить на государственную основу — подобно тому, как поставлена на государственную основу система защиты подозреваемых и обвиняемых людей в юридическо-правовой сфере, где указанным лицам обязательно полагается защитник (адвокат), оплату услуг которого для малоимущих людей осуществляет государство !
        Кроме того, даже локальное внедрение предлагаемой Фондом системы в жизнь позволит организовывать подобные защитно-контролирующие действия не только по отношению к отдельным потребителям медицинских услуг, но и к их группам — в масштабах населённого пункта, области, региона. Возможен и иной вариант: защищая одного человека, в иных ситуациях уместно перейти от контролирования отдельных медработников к контролированию положения дел в населённом пункте, области, регионе, в стране. Всё это возможно при высокой активности людей в государстве во имя наведения в нём порядка, в данном случае во имя обеспечения надлежащего уровня сохранности жизни и здоровья людей. Такое важно делать ради каждого человека и одновременно ради общества в целом, ведь люди являются в каждой стране её основным ресурсом.
        Более подробно наше социальное предложение, имеющее непосредственное отношение к заданному на форуме вопросу, изложено на сайте medadvokatura.ru
        К этому сайту могут обращаться соотечественники, желающие осуществить то, о чём мы здесь говорим.

         P. S.
       Несколько слов относительно зарплат врачей в контексте вопроса о взятках. В нынешнюю российскую эпоху мотив обретения материальной состоятельности, в том числе откровенного обогащения, владеет умами/душами множества россиян — часть из них уже преуспела на этом пути после периода советского "аскетизма", часть из них пытается вырваться из новороссийской бедности, которая, отнюдь не прекращается... В этих условиях повышение зарплат медработникам (да и не только им) должно быть осуществлено во имя обеспечения их нормального существования, а также для устранения их возможных отговорок, что взятки дают им возможность "выжить". Однако далее необходимы именно постоянный контроль, "приструнение" работников, а таковые наиболее эффективны в повседневном измерении, силами структур гражданского общества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий